На футбол по аусвайсу?

Не исключено, что вскоре билеты на футбольные матчи будут продаваться только по паспортам. Об этом на днях рассказал директор по безопасности и работе с болельщиками Российской Премьер-лиги Александр Мейтин.

«Естественно, эта мера не является панацеей от всех проблем. Но она — одна из составляющих комплексного обеспечения безопасности болельщиков на футбольных матчах. Такая система продажи билетов частично может решить задачи профилактики правонарушений, идентификации нарушителей, а, следовательно, персонифицировать ответственность за нарушение общественного порядка и спекуляцию билетами. Что, без сомнения, увеличит посещаемость за счет привлечения новых болельщиков и возвращения на трибуны тех, кто перестал ходить на матчи из-за хулиганов», — цитирует Мейтина официальный сайт РФПЛ.

Я давно знаю Александра Аркадьевича как профессионала в своем деле, поэтому меня удивляет, почему, говоря о методах по реорганизации системы безопасности, он затронул лишь один аспект, да и то спорный. Продажа билетов на футбольные матчи по паспортам не только не решит проблемы хулиганства на трибунах, но и создаст огромное количество проблем. И не только не привлечет новых болельщиков, но и, наоборот, еще больше уменьшит их количество.

Объясню почему. Во-первых, организованные болельщики в России, в основном фанаты, которые чаще всего замешаны в мелком хулиганстве (фаеры, матерные скандирования), как правило, приобретают годовые абонементы. Они продаются при условии предоставления личной информации, забиваются в базы данных клубов и при необходимом запросе милиции предоставляются ей.

В отличие от годового абонемента, разовый билет на один матч является публичной офертой. По закону его приобретение не требует предоставления своих данных. Приобретая кроссовки в магазине, вы же не обязаны предоставлять паспорт. То же самое касается билетов в кино, на концерты, в парки и театры. После реконструкции Большого театра возник огромный ажиотаж — тут же подсуетились спекулянты, скупившие чуть ли не половину билетов и толкавших их за огромные деньги. Организаторы не нашли ничего более умного в борьбе со спекуляцией, как объявить продажу по паспортам. Чем вызвали оглушительный резонанс. Например, что делать, если в Большой захочет прийти президент страны — выписывать ему именной билет с фамилией и паспортными данными? А если театрал, купив билет, решил подарить его друзьям, и что их не пропустят, потому что в нем не те паспортные данные?

То же самое и в футболе. Что если болельщик решил купить несколько билетов на компанию друзей — оформлять как будут, на один паспорт или потребуют паспорта друзей, которые, к примеру, не имеют возможности заранее прибыть в кассу. Вопрос второй — если в билет будут вбивать паспортные данные, то какое количество времени будет занимать его оформление. Представьте, дерби ЦСКА — «Спартак»? Пару часов до начала игры. Легко догадаться, какая огромная очередь вытянется, и сколько времени она будет обслуживаться. Тут и нервы, и крик, и общая накаленная атмосфера центрального матча. А впереди еще долгий проход на сектор, через пять кордонов. Зачем мне это надо, подумает простой любитель футбола, не ультрас, — лучше посмотреть игру в пабе или дома, и не мотать себе нервы. В то время как те же ультрас с годовым «абиком» пройдут на матч спокойно. То есть в первую очередь пострадают как раз те простые болельщики, которые ходят на матчи время от времени и которых Александр Мейтин хочет вернуть на трибуны.

Да и не только на дерби, на простой матч, к примеру, «Кубань» — «Амкар», возникнут те же долгие очереди и нервы. А если человек пошел на футбол, а паспорт забыл или оставил в машине на парковке? А если болельщик в принципе не хочет предоставлять свои данные, которые ведь могут быть использованы в незаконных целях?

И почему все решили, что, продав билет по паспорту, с хулиганством будет покончено? Ведь основными инструментами выявления хулиганов на стадионах являются сотрудники полиции и камеры наблюдения. В настоящее время на крупнейших стадионах система видеомониторинга и так работает. В чаше стадиона, да и за ее пределами, камеры могут разглядеть, что написано на пуговице у нарушителя, не говоря уже о том, что сейчас работает специальная техника, которая сразу сопоставляют изображение человека с базой данных нарушителя. Да-да, такие камеры на стадионах РФПЛ работают уже давно, и вычислить хулигана, который кинул фаер или который находится в розыске, абсолютно не трудно.

Затронем вопрос экономики футбола. А кто будет оплачивать специальную аппаратуру для вбивания данных, с учетом того, что большинству клубов еще и стадионы юридически не принадлежат? Это же и денег немалых стоит.

Логика безопасников мне отчасти понятна. Вычислив нарушителя по номеру сиденья, на который зарегистрирован билет, они будут знать, кто собственно виноват, и, соответственно, смогут принять меры. Правда, на фанатских секторах редко, кто сидит строго по билетам, в основном стоят плотной «болеющей» массой и часто перемещаются.

«Вопрос безопасности надо рассматривать в комплексе. Надо принимать поправки к законам по фаерам, по людям, выбегающим на поле, по запрету на посещение матчей злостными нарушителями, наконец, по той же процедуре оформления по паспортам, — говорит ведущий спортивный юрист компании ЮСТ Михаил Прокопец. — Формального нарушения прав при продаже билета по документу нет, но юридически подкованный гражданин все равно найдет к чему придраться. Российские футбольные власти должны принять комплексный документ, направленный на полное реформирование системы, а не раздражать людей известием, что теперь на футбол надо с собой таскать документы».

«Даже не представляю, какие очереди вызовет продажа билетов по документам на топовые матчи, сколько будет недовольных, при том, что сама система пропуска на наши дряхлые арены полностью себя дискредитировала, — утверждает президент Всероссийского объединения болельщиков Александр Шпрыгин. — Мы давно бьемся за то, чтобы юридически закрепить статус стюардов и волонтеров на трибунах. 90 процентов профилактики нарушений на трибунах они берут на себя. На стадионах в Москве, Питере, Самаре, Казани видеонаблюдение работает хорошо, но на остальных аренах все это выглядит убого. Проблема и в том, что отношения клубов и объединений болельщиков с полицией полноценно налажены у 10-15 клубов по всей стране. В основном в РФПЛ, а что творится в низших лигах никто не догадывается. У полиции есть полно инструментов вычислить хулиганов, но, например, «метателя» банана в Роберто Карлоса в Самаре так вычислить и не смогли. По фанатам работают целые отделы, на каждом матче есть физиономисты. Но проблему надо рассматривать одним большим куском. Если же отдельно внедрять только одну систему реализации «тикетов» по паспортам, то ВОБ категорически против. Эта мера создаст только одни трудности и приведет к оттоку людей с центральных трибун, где располагается добропорядочная публика».

«Российская газета» — www.rg.ru
01.02.2012, 12:35

Дата в Без рубрики Оставить комментарий

Добавить комментарий